Утворяtцено Пршlято На педагогпческом совете МБДОУ Ns5 <{Алеrтький цвgrgчекll г.тrдrопеrrка Пр*Йо.Пrь 3 *rЦJ// IIрика_зом завед}юш{ег$ L4Ёпгlч г, ,zozz, h'гл Ji: цветOчек)i tliфoy 1г\11LvLL| ШОЛОЯ{ЕНРIЕ *б оказаЕЕ{и л&г8педическоЙ гrgрцоши в т,яуlrr{ц?rrrальIIвм бюдЕtетя*м дsшкалыlsм +6разсватЁлъЕФм учр*ýýдеЕии детс KiII"i сsд к8 р{биЕrfi р+ ва на8гg вида .}*Ъ5 <Агlеяькtýй цвет*ч€к}i гGЕ}*да Твх*.rэ*цка вýуницЕII*льн8ге sбразgtsажýсfi Т*rх*рецккй район 1. Общие положения 1.1. Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ детского сада комбинированного вида №5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район, реализующего программы дошкольного образования (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 16, 28 статьи 2, пунктом 1 части 5 статьи 5, статьей 15, пунктом 4 части 3 статьи 28, пунктами 2,3 статьи 34, частью 6 статьи 48, частью 3 статьи 55, статьей 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность в МБДОУ детского сада комбинированного вида №5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район, осуществляющего образовательную деятельность (далее – Учреждение), в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушение устной речи (далее – воспитанники) и трудности в освоении ими образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО), в том числе и адаптированной (далее – АОП ДО). 1.3. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 2. Порядок оказания логопедической помощи в Учреждении 2.1. Логопедическая помощь оказывается Учреждением собственными силами (штатными учителями-логопедами), а также может оказываться в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2.2. Оказание логопедической помощи может быть в следующих формах: 2.2.1. В группе компенсирующей направленности для воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по АОП ДО для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); 2.2.2. В группе комбинированной направленности, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по АОП ДО для воспитанников с ОВЗ; 2.2.3. На логопедическом пункте (далее – логопункт): для детей, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении ОП ДО, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом); для детей, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом Учреждения. На логопедические занятия в логопункт зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации ОП ДО (при наличии), разновозрастных групп, имеющие нарушения в развитии устной речи. На логопедические занятия могут зачисляться дети, не посещающие детский сад; дети, осваивающие ОПДО, АОПДО и нуждающиеся в длительном лечении; дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 2.3. Группы компенсирующей и комбинированной направленности, логопункт создаются при наличии потребности и необходимых условий в Учреждении. 2.4. Выявление детей, имеющих нарушение устной речи и трудности в освоении ими основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе и адаптированной, осуществляется путем психологопедагогической и логопедической диагностики на максимально раннем этапе. 2.5. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.7. Открытие групп компенсирующей, комбинированной направленности и логопункта осуществляется после согласования с управлением образования администрации муниципального образования Тихорецкий район. 2.8. Для оказания логопедической помощи вносится изменение в штатное расписание Учреждения: 2.8.1.В группы компенсирующей направленности вводится должность учителя-логопеда: для детей с тяжелыми нарушениями речи – 1 штатная единица на 6 детей в возрасте до 3 лет и на 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи – 1 штатная единица на 12 детей в возрасте старше 3 лет; для глухих детей – не менее 0,5 штатной единицы на 6 детей обеих возрастных групп; для слабослышащих детей – не менее 0,5 штатной единицы на 6 детей в возрасте до 3 лет и на 8 детей в возрасте старше 3 лет; для слепых детей – не менее 0,5 штатной единицы на 6 детей обеих возрастных групп; для слабовидящих детей – не менее 0,5 штатной единицы на 6 детей в возрасте до 3 лет и на 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с амблиопией, косоглазием – не менее 0,5 штатной единицы на 6 детей в возрасте до 3 лет и на 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – не менее 0,5 штатной единицы на 6 детей в возрасте до 3 лет и на 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с задержкой психоречевого развития – не менее 0,5 штатной единицы на 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с задержкой психического развития – не менее 0,5 штатной единицы на 10 детей старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью легкой степени – не менее 0,5 штатной единицы на 10 детей старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени – не менее 0,5 штатной единицы на 8 детей старше 3 лет; для детей с расстройством аутистического спектра – не менее 0,5 штатной единицы на 5 детей обеих возрастных групп; для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не менее 0,5 штатной единицы на 5 детей обеих возрастных групп. 2.8.2. В группах комбинированной направленности в штатное расписание вводится 1 штатная единица учителя-логопеда на каждые 5-12 детей с ОВЗ, нуждающихся в коррекции речи. 2.8.3. В логопункте в штатное расписание вводится 1 штатная единица учителя-логопеда. Предельная наполняемость логопункта – не более 25 детей. Количество детей на логопункте определяется также выраженностью их речевого дефекта. 2.9. Логопедическая помощь осуществляется: в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на основании личного заявления родителя (законного представителя) в письменной форме, договора об образовании (дополнительного соглашения к договору об образовании) по адаптированной основной общеобразовательной программе, рекомендаций ПМПК с согласия родителей (законных представителей); в условиях логопункта на основании личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников в письменной форме согласно приложению 1 к настоящему Положению и на основании согласия родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедической диагностики по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению. Для детей, получающих образование в форме семейного образования, а также для детей, не посещающих детский сад, необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школинтернатов». 2.10. Зачисление воспитанника на логопедические занятия в условиях логопункта может производиться в течение всего календарного года. 2.11. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребёнка, а также по инициативе родителей (законных представителей) воспитанника на основании их личного заявления. 2.12. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа руководителя Учреждения. 2.13. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Логопедическая диагностика осуществляется не менее 2 раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследования воспитанников по запросу родителей (законных представителей), педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушение устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителялогопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение 3 к настоящему Положению) воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду и председателю психолого-педагогического консилиума ДОУ (далее – ППк). После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия. 3.2.Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. 3.3.Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учётом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. 3.4.Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учётом режима работы Учреждения и графика их проведения, утвержденного руководителем дошкольного образовательного учреждения. 3.5. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 3.6. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом – методическая, подготовительная, организационная и иная. График работы учителя-логопеда утверждается руководителем Учреждением. 3.7. Периодичность проведения логопедических занятий: для воспитанников с ОВЗ групп компенсирующей и комбинированной направленности, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по АОП ДО определяется возрастом, выраженностью речевого нарушения и требованиями АОП ДО и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации (проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом) определяется возрастом и выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых/ подгрупповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Учреждением. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.7. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с учетом особенностями психо-физического развития и индивидуальных возможностей детей, а так же видом занятия (подгрупповое/индивидуальное) и составляет: для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут; для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут; для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. 3.8. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий определяется выраженностью речевого дефекта, психологческих и характерологических особенностей детей, а также нормой площади на одного воспитанника. Количество детей в подгруппе может варьироваться по усмотрению учителя-логопеда (от 2-3 до 5-6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения. Для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Учреждением. 3.9. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Консультативная деятельность осуществляется через организацию: Консультационного центра, как постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Учреждения; информационных стендов. 4.Документация 4.1. При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация: 1) программы (в группах компенсирующей и комбинированной направленности) и (или) планы логопедической работы (на логопункте); 2) годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов); 3) расписание занятий учителя-логопеда (учителей-логопедов); 4) индивидуальные карты речевого развития воспитанников. получающих логопедическую помощь; 5) журнал учета посещаемости логопедических занятий; 6) журнал консультативной деятельности; 7) отчетная документация по результатам логопедической работы; 8) иная документация, необходимая учителю-логопеду. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов), расписание занятий учителя-логопеда (учителей-логопедов) утверждаются приказом руководителя Учреждением. Для организации работы по оказанию логопедической помощи воспитанникам учителю-логопеду необходимы: списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи; копии заключений ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении ОП ДО, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) (при наличии); педагогические характеристики (в случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником); материалы результатов проведения логопедической диагностики; список воспитанников с нарушениями речи, зачисленных в соответствии с приказом руководителя Учреждением на логопедические занятия; материалы по консультативной деятельности. 4.2. Порядок и срок хранения документов определяется настоящим Положением. 4.2.1. Ответственным за ведение, оформление документации является учитель-логопед. Учитель-логопед обязан обеспечить надлежащее хранение своей документации. 4.2.2. Документы учителя-логопеда хранятся в специально отведенном месте в кабинете учителя-логопеда. 4.2.3. Срок хранения документов составляет три года с момента завершения оказания логопедической помощи, по истечении срока хранения документы подлежат уничтожению. 5. Оснащение помещений для логопедических занятий 5.1. Логопедические занятия проводятся в кабинете(ах) учителя-логопеда. Кабинет(ы) учителя-логопеда организуется в помещениях образовательной организации, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья, и отвечающих санитарногигиеническим требованиям. 5.2. При оснащении кабинета учителя-логопеда предусматривается рабочая зона учителя-логопеда, зона коррекционно-развивающих занятий и игровая зона. 5.2.1. В рабочей зоне учителя-логопеда размещается мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочее место оборудуется офисной оргтехникой. 5.2.2. Зона коррекционно-развивающих занятий оборудуется приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью. 5.2.3. При оснащении игровой зоны предусматривается полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. Приложение 1 к Положению об оказании логопедической помощи ФОРМА заявления родителей (законных представителей) воспитанника об осуществлении логопедической помощи на логопедическом пункте МБДОУ № 5 «Аленький цветочек» г.Тихорецка Заведующему МБДОУ № ______ Аленький цветочек»г.Тихорецка ______________________________ ________________________________ ФИО руководителя ______________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, _____________________________________________________________________________ (ФИО родителя (законного представителя) воспитанника) ______________________________________________________________________________________________________ ________________, являясь родителем (законным представителем) _______________________________________ (нужное подчеркнуть) ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (ФИО ребенка, дата (число, месяц, год) рождения, группа, которую посещает воспитанник (либо иные особенности организации образования)) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в условиях логопедического пункта в соответствии с рекомендациями _______________________________________________________________________________ (психолого-медико-педагогической комиссии / психолого-педагогического консилиума ДОУ / учителя-логопеда) «_____»______________20____г. /_________________/_________________________________ ( подпись ) ( расшифровка подписи) Приложение 2 к Положению об оказании логопедической помощи ФОРМА согласия родителей (законного представителя) воспитанника об осуществлении логопедической помощи на логопедическом пункте МБДОУ № 5 «Аленький цветочек» г.Тихорецка Заведующему МБДОУ № _______ «Аленький цветочек» г. Тихорецка ________________________________ ФИО руководителя ______________________________ ФИО родителя (законного представителя) Согласие родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедической диагностики Я, _____________________________________________________________________________ (ФИО родителя (законного представителя) воспитанника) ______________________________________________________________________________________________________________________, являясь родителем (законным представителем) _______________________________________ (нужное подчеркнуть) ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________, (ФИО ребенка, дата (число, месяц, год) рождения, группа, которую посещает воспитанник (либо иные особенности организации образования)) Выражаю свое согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. «_____»______________20____г. /_________________/_________________________________ ( подпись ) ( расшифровка подписи) Приложение 3 к Положению об оказании логопедической помощи Педагогическая характеристика на воспитанника ___________________________________ (ФИО, дата (число, месяц, год) рождения, группа) ___________________________________ (группа) Общие сведения: - дата поступления в Учреждение, осуществляющее образовательную деятельность; - образовательная программа (полное наименование); - особенности организации образования: 1. в группе: комбинированной, компенсирующей, общеразвивающей направленности, присмотра и ухода, кратковременного пребывания и др.); 2. на дому; 3. в медицинской организации; 4. в форме семейного образования; 5. сетевая форма реализации образовательных программ. - факты, способные повлиять на поведение (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, наличие частых, хронических заболеваний и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/ взрослых); -трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Особенности освоения программного материала: - наименование программы; - особенности психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи и пр.), влияющих на достижение целевых ориентиров. 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к деятельности (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогом в образовательной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется) истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом и др.). 4. Получаемая коррекционно- развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, и др.). Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. «___»________20___г. /_______________/__________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Учитель-логопед, принявший обращение:_______________________________ __________________________________________________________________ (ФИО, должность) Результат обращения: _______________________________________________ «_____»________20___г./______________/______________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение 4 к Положению об оказании логопедической помощи Документация Организации при оказании логопедической помощи Программы и/или планы логопедической работы. Годовой план работы учителя – логопеда (учителей – логопедов) Расписание занятий учителей – логопедов. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 1. 2. 3. 4. получающих