Положение о планировании

1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение о планировании воспитательно-образовательного процесса (далее – Положение)
разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район
(далее – ДОО).
1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:
‒Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации»;
‒Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847);
‒Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный №61573);

-Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида №5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район;
-Образовательной программой дошкольного образования и Адаптированной образовательной программой
дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район
(далее – Программа).
1.3.Положение устанавливает систему планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО, единые
требования к форме и содержанию планирования образовательной деятельности в ДОО с целью обеспечения полноты
выполнения реализуемой Программы.
1.4.Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в группах раннего и дошкольного возраста являются
обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОО.
1.5.Настоящее Положение принимается Педагогическим советом ДОО и утверждается приказом заведующего
ДОО.
1.6.Положение является локальным нормативным актом.
2. Цели и задачи
2.1.Цель планирования – это организация и управление воспитательно -образовательным процессом,
обеспечивающим реализацию Программы.
2.2.Задачи планирования:
2.2.1.Обеспечение выполнения Программы в каждой возрастной группе.
2.2.2.Систематическое и последовательное осуществление воспитательно-образовательного процесса.
2.2.3.Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.
2.2.4.Планирование содержит темы, цели и задачи освоения детьми образовательных областей Программы и
направлений воспитания в каждой возрастной группе, формы организации детского коллектива и виды деятельности,
оснащение развивающей среды, содержание индивидуальной работы.
3. Принципы планирования

3.1.Согласно ФОП ДО п. 14.3. и ФГОС ДО п.1.4. планирование построено на следующих принципах:
1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
3)содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи,
принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников;
4)признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6)сотрудничество ДОО с семьей;
7)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
10)учет этнокультурной ситуации развития детей.
3.2.Планирование строится на следующих подходах:
1)личностно-ориентированный подход, предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того,
что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностноориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей,
интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы,
права на уважение;
2)гуманистический подход, предполагающий признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его
субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического
развития;
3)диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих
возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по
принципу диалога, субъект- субъектных;

4)комплексно – тематический подход – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа
тематического планирования образовательного процесса;
5)вариативности – предполагает возможность для участников образовательных отношений систематического
перебора вариантов и адекватного принятия решений в ситуациях выбора;
6)минимакса – заключается в следующем: педагоги предоставляют детям возможность включения в процесс
познания на максимальном для них уровне, определяемом зоной ближайшего развития детей группы, и стремятся
обеспечить при этом освоение необходимого минимума.
7)системно-деятельностный подход - это подход, при котором в образовательной деятельности главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
3.3.Для организации планирования используются педагогические принципы:
-Принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.
-Принцип полноты и достаточности.
-Принцип научной обоснованности и практической применяемости.
-Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач, в процессе реализации которых
формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста.
-Принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
-Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса.
-Принцип интеграции образовательных областей Программы в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
-Принципы регулярности, последовательности, повторности взаимодействия с детьми.
-Принцип целесообразности использования содержания, форм и организации детей возрастным и психологопедагогическим основам дошкольной педагогики.
4. Организация работы по планированию
4.1.Планирование разрабатывается для одновозрастных и разновозрастных групп общеразвивающей,
компенсирующей направленности как система программы психолого-педагогической поддержки, позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования.

4.2.Согласно пункту 1.9 ФГОС ДО планирование осуществляется на государственном языке Российской
Федерации – русском.
4.3.Планирование является системой реализации Программы.
4.4.Планирование направлено на реализацию образовательных областей:
-«Физическое развитие»;
-«Художественно-эстетическое развитие»;
-«Социально-Коммуникативное развитие»;
-«Познавательное развитие»;
-«Речевое развитие»;
и Рабочей программы воспитания по направлениям:
-патриотическое направление воспитания (Ценности - Родина и природа лежат в основе);
-духовно-нравственное направление воспитания (Ценности - милосердие, жизнь, добро лежат в основе);
-социальное направление воспитания (Ценности - человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе);
-познавательное направление воспитания (Ценность - познание лежит в основе);
-физическое и оздоровительное направления воспитания (Ценности - жизнь и здоровье лежат в основе);
-трудовое направление воспитания (Ценность - труд лежит в основе).
-эстетическое направление воспитания (Ценности - культура и красота лежат в основе).
Цели и задачи, события планирования направлений воспитания оформляются в тексте плана жирным шрифтом.
Цели, задачи и формы реализации регионального компонента выделены курсивом.
4.5.Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО включает в себя:
- календарный план воспитательной работы с воспитанниками на учебный год;
- календарное планирование воспитательно-образовательной работы по организации образовательного и
воспитательного процесса (понедельное) (далее – календарное планирование).
4.5.1.Календарное планирование осуществляется по всем основным направлениям развития детей, по всем видам
деятельности детей (организованная образовательная деятельность, совместная, самостоятельная деятельность детей в
развивающей среде).
4.5.2. Календарное планирование составляется на 1 неделю, планируется ежедневно на первую и вторую половину
дня.
4.5.3. Календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня и распорядком.

4.5.4. Календарное планирование должно учитывать:
-требования к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, в соответствии с СанПиН;
-требования календарного плана воспитательной работы с воспитанниками на учебный год, заложенного в
календарном плане воспитательной работы ДОО, составленном на основе Примерного Федерального календарного
плана.
4.5.5. Календарное планирование должно отражать:
- интеграцию образовательных областей и направлений воспитания;
- организацию совместной деятельности взрослого с детьми: групповую, индивидуальную работу,
образовательную деятельность в режимных моментах;
режимные процессы:
- 1 половина дня: Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика, игры,
подготовка к занятиям, занятия, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, подготовка ко сну;
- 2 половина дня: Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры, занятия (при
необходимости), игры, самостоятельная деятельность, вечерняя прогулка;
- индивидуальная работа с детьми, работа со специалистами, кружковая или студийная работа (если есть).
При 12-тичасовом пребывании детей в ДОО (в дежурной группе) планируется вечерняя деятельность после
прогулки.
Согласно п.24 ФОП ДО образовательная деятельность включает в себя:
Утренний отрезок
времени
-Игровые ситуации
-Индивидуальные игры
-Игры
небольшими
подгруппами
-Беседы с детьми по их
интересам
-Развивающее общение
педагога с детьми
-Утренний круг,
-Практические,
проблемные ситуации
-Упражнения
-Наблюдения
за

Занятие

Прогулка

Вторая половина дня

-Проблемнообучающие
ситуации
-Образовательные
ситуации
-Тематические
события
-Проектная
деятельность
-Творческие
и
исследовательски
е проекты и т.

-Наблюдение
за
объектами
и
явлениями природы
-Сюжетно-ролевые
и конструктивные
игры
-Элементарная
трудовая
деятельность детей
на участке ДОО
-Свободное
общение педагога с
детьми

-Элементарная
трудовая
деятельность детей,
-Проведение
зрелищных
мероприятий,
развлечений,
праздников,
-Игровые
ситуации,
индивидуальные игры и игры
небольшими подгруппами
-Опыты и эксперименты
-Практико-ориентированные
проекты , коллекционирование
-Чтение
художественной
литературы

объектами и явлениями
природы,
трудом
взрослых
- Трудовые поручения и
дежурства
-Индивидуальная работа
с детьми в соответствии
с
задачами
разных
образовательных
областей
-Продуктивная
деятельность детей по
интересам детей
-Оздоровительные
и
закаливающие
процедуры
-Здоровьесберегающие
мероприятия
-Двигательная
деятельность

-Индивидуальная
работа
-Проведение
спортивных
праздников
-Подвижные игры и
спортивные
упражнения
Экспериментирован
ие с объектами
неживой природы

-Прослушивание
аудиозаписей
лучших образцов чтения
-Рассматривание
иллюстраций,
просмотр мультфильмов
-Слушание
и
исполнение
музыкальных
произведений,
музыкально-ритмические
движения, музыкальные игры и
импровизации
-Вечерний круг
-Организация и (или) посещение
выставок детского творчества,
изобразительного
искусства,
мастерских
-Индивидуальная работа по всем
видам
деятельности
и
образовательным областям
-Работа с родителями (законными
представителями)

4.6. На начало каждой недели в календарном планировании определяется:
Комплекс утренней гимнастики (2 комплекса на месяц);
Комплекс гимнастики после сна, закаливание;
Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, подвижные (малой подвижности, высокой подвижности,
хороводные), дидактические;
Культурно - досуговая деятельность (1 раз в месяц физкультурный досуг, 2 раза в год «День здоровья» и «Неделя
здоровья», 2 раза в год физкультурный праздник (для детей с 3 лет)).
Организация предметно-пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
Речевое развитие (Чтение художественной литературы).
Работа с семьей с указанием темы, форм и цели мероприятий, консультаций и т.д.
4.7. В план прогулки включаются: наблюдения (исследования и опыты), трудовая деятельность, игры разной
подвижности и организация двигательной деятельности, индивидуальная работа по развитию основных движений детей,
сюжетно-ролевые игры.

4.8. При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид, название, цели, ссылку на
учебно-методическое обеспечение и страницы. При наличии картотеки указывается ее вид и номер игры в картотеке.
4.9. Календарное планирование оформляется в печатном варианте.
4.10.Календарное планирование осуществляется всеми педагогами (воспитателями) группы ДОО.
4.11. Календарное планирование должно отражать:
-Наименование интегрирующей темы и период ее реализации;
-Памятные и значительные даты федерального календарного плана воспитательной работы;
-Социально-значимые мероприятия и проекты, события, праздники, дела, акции, выставки и конкурсы;
-Решаемые педагогические задачи;
-Виды и формы детской деятельности (ФГОС ДО п.2.7.).
в раннем возрасте
(1 год - 3 года)
1.Ситуативно-деловое
общение со взрослым
и
эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого.

в дошкольном возрасте
(3 года - 8 лет)
1.Общение со взрослым:
-ситуативно-деловое,
-внеситуативно-познавательное,
-внеситуативно-личностное.
Общение со сверстниками:
-ситуативно-деловое,
- внеситуативно- деловое.

2.Двигательная деятельность:
-основные движения,
-общеразвивающие упражнения,
-простые подвижные игры.
3.Речевая:
-понимание речи взрослого,
- слушание и понимание стихов,
-активная речь.
4.Музыкальная деятельность:
-слушание музыки
-исполнительство,
-музыкально-ритмические движения.

2.Двигательная деятельность:
-основные виды движений,
-общеразвивающие и спортивные упражнения,
-подвижные и элементы спортивных игр и другие.
3.Речевая:
-слушание речи взрослого и сверстников,
-активная диалогическая и монологическая речь.

5.Предметная деятельность:
-орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из
кружки и другое.

4.Музыкальная деятельность:
-слушание и понимание музыкальных произведений,
-пение,
-музыкально-ритмические движения,
-игра на детских музыкальных инструментах.
-

6.Игровая деятельность:
-отобразительная,
-сюжетно-отобразительная,
-игры с дидактическими игрушками.

7.Экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и другие).
8.Изобразительная деятельность (рисование, лепка) и
конструирование из мелкого и крупного строительного
материала.
9.Самообслуживание и элементарные трудовые действия:
-убирает игрушки,
-подметает веником,
-поливает цветы из лейки и другое.
9 видов деятельности

5.Игровая деятельность:
-сюжетно-ролевая,
-театрализованная,
-режиссерская,
-строительно-конструктивная,
-дидактическая,
-подвижная и другие.
6.Познавательно-исследовательская деятельность и
экспериментирование.
7.Изобразительная деятельность (рисование, лепка,
аппликация) и конструирование из разных материалов
по образцу, условию и замыслу ребёнка.
8.Элементарная трудовая деятельность:
-самообслуживание,
-хозяйственно-бытовой труд,
-труд в природе,
-ручной труд.
8 видов деятельности

-Варианты итоговых мероприятий;
- Сотрудничество с семьей и социумом;
-Учебно-методическое обеспечение.
4.12. Календарный план воспитательной работы с воспитанниками на учебный год:
4.12.1. является составной частью реализации Программы и должно быть разработано педагогами до 1 сентября
нового учебного года.
4.12.2. составляется педагогами совместно в каждой возрастной группе.
4.12.3. разрабатывается на весь год (с сентября по август, включительно).
4.13. Календарный план воспитательной работы с воспитанниками на учебный год должен иметь титульный лист и
быть утвержден руководителем ДОО.
5. Отчетность и контроль
5.1.Календарное планирование является обязательным документом, по которому работают все педагоги.

5.2. Календарное планирование архивируется в конце учебного года, сдается педагогами в архив ДОО и хранится
три года.
5.3.Контроль за составлением и реализацией календарного плана осуществляется старшим воспитателем и
заместителем заведующего по УВР еженедельно с соответствующими пометками в календарном плане «Согласовано» и
в таблицах документации оперативного контроля, тематического контроля (в случае необходимости).
6. Заключительные положения
6.1. Данное Положение является обязательным к исполнению каждым педагогом ДОО.
6.2.Положение действует до принятия нового.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».