1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о планировании воспитательно-образовательного процесса (далее – Положение) разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район (далее – ДОО). 1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами: ‒Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; ‒Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; ‒Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847); ‒Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №61573); -Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район; -Образовательной программой дошкольного образования и Адаптированной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район (далее – Программа). 1.3.Положение устанавливает систему планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО, единые требования к форме и содержанию планирования образовательной деятельности в ДОО с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой Программы. 1.4.Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в группах раннего и дошкольного возраста являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОО. 1.5.Настоящее Положение принимается Педагогическим советом ДОО и утверждается приказом заведующего ДОО. 1.6.Положение является локальным нормативным актом. 2. Цели и задачи 2.1.Цель планирования – это организация и управление воспитательно -образовательным процессом, обеспечивающим реализацию Программы. 2.2.Задачи планирования: 2.2.1.Обеспечение выполнения Программы в каждой возрастной группе. 2.2.2.Систематическое и последовательное осуществление воспитательно-образовательного процесса. 2.2.3.Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей. 2.2.4.Планирование содержит темы, цели и задачи освоения детьми образовательных областей Программы и направлений воспитания в каждой возрастной группе, формы организации детского коллектива и виды деятельности, оснащение развивающей среды, содержание индивидуальной работы. 3. Принципы планирования 3.1.Согласно ФОП ДО п. 14.3. и ФГОС ДО п.1.4. планирование построено на следующих принципах: 1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3)содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников; 4)признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6)сотрудничество ДОО с семьей; 7)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 9)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10)учет этнокультурной ситуации развития детей. 3.2.Планирование строится на следующих подходах: 1)личностно-ориентированный подход, предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностноориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; 2)гуманистический подход, предполагающий признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития; 3)диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных; 4)комплексно – тематический подход – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса; 5)вариативности – предполагает возможность для участников образовательных отношений систематического перебора вариантов и адекватного принятия решений в ситуациях выбора; 6)минимакса – заключается в следующем: педагоги предоставляют детям возможность включения в процесс познания на максимальном для них уровне, определяемом зоной ближайшего развития детей группы, и стремятся обеспечить при этом освоение необходимого минимума. 7)системно-деятельностный подход - это подход, при котором в образовательной деятельности главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. 3.3.Для организации планирования используются педагогические принципы: -Принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка. -Принцип полноты и достаточности. -Принцип научной обоснованности и практической применяемости. -Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. -Принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей. -Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса. -Принцип интеграции образовательных областей Программы в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. -Принципы регулярности, последовательности, повторности взаимодействия с детьми. -Принцип целесообразности использования содержания, форм и организации детей возрастным и психологопедагогическим основам дошкольной педагогики. 4. Организация работы по планированию 4.1.Планирование разрабатывается для одновозрастных и разновозрастных групп общеразвивающей, компенсирующей направленности как система программы психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования. 4.2.Согласно пункту 1.9 ФГОС ДО планирование осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском. 4.3.Планирование является системой реализации Программы. 4.4.Планирование направлено на реализацию образовательных областей: -«Физическое развитие»; -«Художественно-эстетическое развитие»; -«Социально-Коммуникативное развитие»; -«Познавательное развитие»; -«Речевое развитие»; и Рабочей программы воспитания по направлениям: -патриотическое направление воспитания (Ценности - Родина и природа лежат в основе); -духовно-нравственное направление воспитания (Ценности - милосердие, жизнь, добро лежат в основе); -социальное направление воспитания (Ценности - человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе); -познавательное направление воспитания (Ценность - познание лежит в основе); -физическое и оздоровительное направления воспитания (Ценности - жизнь и здоровье лежат в основе); -трудовое направление воспитания (Ценность - труд лежит в основе). -эстетическое направление воспитания (Ценности - культура и красота лежат в основе). Цели и задачи, события планирования направлений воспитания оформляются в тексте плана жирным шрифтом. Цели, задачи и формы реализации регионального компонента выделены курсивом. 4.5.Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО включает в себя: - календарный план воспитательной работы с воспитанниками на учебный год; - календарное планирование воспитательно-образовательной работы по организации образовательного и воспитательного процесса (понедельное) (далее – календарное планирование). 4.5.1.Календарное планирование осуществляется по всем основным направлениям развития детей, по всем видам деятельности детей (организованная образовательная деятельность, совместная, самостоятельная деятельность детей в развивающей среде). 4.5.2. Календарное планирование составляется на 1 неделю, планируется ежедневно на первую и вторую половину дня. 4.5.3. Календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня и распорядком. 4.5.4. Календарное планирование должно учитывать: -требования к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, в соответствии с СанПиН; -требования календарного плана воспитательной работы с воспитанниками на учебный год, заложенного в календарном плане воспитательной работы ДОО, составленном на основе Примерного Федерального календарного плана. 4.5.5. Календарное планирование должно отражать: - интеграцию образовательных областей и направлений воспитания; - организацию совместной деятельности взрослого с детьми: групповую, индивидуальную работу, образовательную деятельность в режимных моментах; режимные процессы: - 1 половина дня: Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика, игры, подготовка к занятиям, занятия, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, подготовка ко сну; - 2 половина дня: Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры, занятия (при необходимости), игры, самостоятельная деятельность, вечерняя прогулка; - индивидуальная работа с детьми, работа со специалистами, кружковая или студийная работа (если есть). При 12-тичасовом пребывании детей в ДОО (в дежурной группе) планируется вечерняя деятельность после прогулки. Согласно п.24 ФОП ДО образовательная деятельность включает в себя: Утренний отрезок времени -Игровые ситуации -Индивидуальные игры -Игры небольшими подгруппами -Беседы с детьми по их интересам -Развивающее общение педагога с детьми -Утренний круг, -Практические, проблемные ситуации -Упражнения -Наблюдения за Занятие Прогулка Вторая половина дня -Проблемнообучающие ситуации -Образовательные ситуации -Тематические события -Проектная деятельность -Творческие и исследовательски е проекты и т. -Наблюдение за объектами и явлениями природы -Сюжетно-ролевые и конструктивные игры -Элементарная трудовая деятельность детей на участке ДОО -Свободное общение педагога с детьми -Элементарная трудовая деятельность детей, -Проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников, -Игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами -Опыты и эксперименты -Практико-ориентированные проекты , коллекционирование -Чтение художественной литературы объектами и явлениями природы, трудом взрослых - Трудовые поручения и дежурства -Индивидуальная работа с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей -Продуктивная деятельность детей по интересам детей -Оздоровительные и закаливающие процедуры -Здоровьесберегающие мероприятия -Двигательная деятельность -Индивидуальная работа -Проведение спортивных праздников -Подвижные игры и спортивные упражнения Экспериментирован ие с объектами неживой природы -Прослушивание аудиозаписей лучших образцов чтения -Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов -Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации -Вечерний круг -Организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских -Индивидуальная работа по всем видам деятельности и образовательным областям -Работа с родителями (законными представителями) 4.6. На начало каждой недели в календарном планировании определяется: Комплекс утренней гимнастики (2 комплекса на месяц); Комплекс гимнастики после сна, закаливание; Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, подвижные (малой подвижности, высокой подвижности, хороводные), дидактические; Культурно - досуговая деятельность (1 раз в месяц физкультурный досуг, 2 раза в год «День здоровья» и «Неделя здоровья», 2 раза в год физкультурный праздник (для детей с 3 лет)). Организация предметно-пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; Речевое развитие (Чтение художественной литературы). Работа с семьей с указанием темы, форм и цели мероприятий, консультаций и т.д. 4.7. В план прогулки включаются: наблюдения (исследования и опыты), трудовая деятельность, игры разной подвижности и организация двигательной деятельности, индивидуальная работа по развитию основных движений детей, сюжетно-ролевые игры. 4.8. При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид, название, цели, ссылку на учебно-методическое обеспечение и страницы. При наличии картотеки указывается ее вид и номер игры в картотеке. 4.9. Календарное планирование оформляется в печатном варианте. 4.10.Календарное планирование осуществляется всеми педагогами (воспитателями) группы ДОО. 4.11. Календарное планирование должно отражать: -Наименование интегрирующей темы и период ее реализации; -Памятные и значительные даты федерального календарного плана воспитательной работы; -Социально-значимые мероприятия и проекты, события, праздники, дела, акции, выставки и конкурсы; -Решаемые педагогические задачи; -Виды и формы детской деятельности (ФГОС ДО п.2.7.). в раннем возрасте (1 год - 3 года) 1.Ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого. в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет) 1.Общение со взрослым: -ситуативно-деловое, -внеситуативно-познавательное, -внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками: -ситуативно-деловое, - внеситуативно- деловое. 2.Двигательная деятельность: -основные движения, -общеразвивающие упражнения, -простые подвижные игры. 3.Речевая: -понимание речи взрослого, - слушание и понимание стихов, -активная речь. 4.Музыкальная деятельность: -слушание музыки -исполнительство, -музыкально-ритмические движения. 2.Двигательная деятельность: -основные виды движений, -общеразвивающие и спортивные упражнения, -подвижные и элементы спортивных игр и другие. 3.Речевая: -слушание речи взрослого и сверстников, -активная диалогическая и монологическая речь. 5.Предметная деятельность: -орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое. 4.Музыкальная деятельность: -слушание и понимание музыкальных произведений, -пение, -музыкально-ритмические движения, -игра на детских музыкальных инструментах. - 6.Игровая деятельность: -отобразительная, -сюжетно-отобразительная, -игры с дидактическими игрушками. 7.Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие). 8.Изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала. 9.Самообслуживание и элементарные трудовые действия: -убирает игрушки, -подметает веником, -поливает цветы из лейки и другое. 9 видов деятельности 5.Игровая деятельность: -сюжетно-ролевая, -театрализованная, -режиссерская, -строительно-конструктивная, -дидактическая, -подвижная и другие. 6.Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование. 7.Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка. 8.Элементарная трудовая деятельность: -самообслуживание, -хозяйственно-бытовой труд, -труд в природе, -ручной труд. 8 видов деятельности -Варианты итоговых мероприятий; - Сотрудничество с семьей и социумом; -Учебно-методическое обеспечение. 4.12. Календарный план воспитательной работы с воспитанниками на учебный год: 4.12.1. является составной частью реализации Программы и должно быть разработано педагогами до 1 сентября нового учебного года. 4.12.2. составляется педагогами совместно в каждой возрастной группе. 4.12.3. разрабатывается на весь год (с сентября по август, включительно). 4.13. Календарный план воспитательной работы с воспитанниками на учебный год должен иметь титульный лист и быть утвержден руководителем ДОО. 5. Отчетность и контроль 5.1.Календарное планирование является обязательным документом, по которому работают все педагоги. 5.2. Календарное планирование архивируется в конце учебного года, сдается педагогами в архив ДОО и хранится три года. 5.3.Контроль за составлением и реализацией календарного плана осуществляется старшим воспитателем и заместителем заведующего по УВР еженедельно с соответствующими пометками в календарном плане «Согласовано» и в таблицах документации оперативного контроля, тематического контроля (в случае необходимости). 6. Заключительные положения 6.1. Данное Положение является обязательным к исполнению каждым педагогом ДОО. 6.2.Положение действует до принятия нового.